Семья у Вари была дружная. Когда она училась в третьем классе, у неё родилась сестра Ксюша. Роль старшей сестры и маминой помощницы Варе очень нравилась. Она с удовольствием гуляла с коляской, пока мама готовила обед или убиралась в квартире.
Когда Ксюша подросла, в садик её не брали, потому что группы переполнены, а воспитателей не хватает. Никто не хотел работать с детьми, а получать копейки. Заведующая садиком пообещала взять Ксюшу, если мама устроится к ним на работу. Мама, конечно, согласилась, хотя проигрывала в зарплате, по сравнению с прежней работой.
Ксюша родилась слабой и болезненной. Над ней всегда тряслись. В саду она была под постоянным маминым присмотром. После школы Варя часто забегала к маме на работу. Не все дети любят запеканку и салаты, какао и кисель, а Варя их обожала. Мама оставляла ей порции, от которых отказывались дети. И Варя отрывалась по полной.
Наевшись вкусной запеканки, она забирала Ксюшу домой и до прихода мамы сидела с сестрёнкой. Ксюшу она любила. Это потом сестра подросла и стала ужасно вредной.
Ксюше было четыре года, когда погиб отец. Лето выдалось жаркое. Третью неделю температура воздуха держалась выше отметки в тридцать два градуса. В выходные люди стремились покинуть душный город и провести время на природе, на даче или у речки.
Родители взяли с собой воды, еды на перекус и с утра поехали с детьми за город. У реки уже было много народу, что называется, яблоку некуда упасть. От жары спасались в прогретой солнцем речке. Вода у берега бурлила от копошившихся в ней детей всех возрастов и взрослых, приглядывающих за ними. Ксюша тоже плескалась у берега, а Варя следила, чтобы её не затоптали, не толкнули, или она сама не ушла на глубину.
Когда папа с разбегу бросился в воду, подняв фонтаны брызг, Варя подумала, что он просто решил искупаться. Он быстро уплывал всё дальше от берега. И тут она заметила на середине реки двух подростков.
Ей сначала показалось, что они дурачатся. Она ещё подумала, как родители могли разрешать им заплывать так далеко. Речка была достаточно широкая. Для взрослого мужчины и то нелегко было бы переплыть её, впрочем, никто и не пытался. А тут подростки доплыли до середины.
Один постоянно уходил под воду, а второй нырял следом за ним. Когда она увидела, что отец плывёт к ним, только тогда догадалась, что они не играют, а тонут. Вернее, тонул один, а второй пытался его поднять и удержать на поверхности воды.
Все вокруг плескались, играли и никто не видел, что творится на середине реки. Варя напряжено следила за отцом и подростками, позабыв про копошившуюся у ног Ксюшу.
Отец доплыл до подростков и сразу нырнул, вытащил одного на поверхность воды и поплыл с ним к берегу. Плыл он медленно, потому что грёб одной рукой, второй придерживал мальчишку, чтобы его голова не уходила под воду. Второй подросток тоже устал, он то и дело цеплялся за отца, мешая ему.
– Он же его утопит! – крикнула Варя.
На её крик обратили внимание двое мужчин. Они посмотрели в ту сторону, куда глядела она, всё поняли и бросились на помощь отцу. Многие на берегу тоже стали смотреть, что случилось.
Мужчины взяли на себя подростков. Варя радостно замахала руками. Но вскоре она поняла, что не видит отца. Варя всматривалась до рези в глазах, но отца не видела.
– Пап! Пата! – закричала она.
На крик подбежала мама.
– Там… – Варя показала рукой на середину реки. От ужаса она не могла говорить. – Папы нет!
Мама схватила на руки Ксюшу и стала высматривать мужа среди купающихся людей. Иногда ей казалось, что она видит его и говорила дочери: «Вот же он», но Варя мотала головой и всё показывала рукой на середину реки. Между тем, мужчины доплыли с подростками до берега, оставили их и бросились спасать отца.
Когда его вытащили из воды, он уже был мёртв. Мама отказывалась верить и ехать домой. Варя успокаивала ревущую Ксюшу.
После похорон мама ходила по квартире, как зомби, не обращая внимания на девочек. Варя отводила Ксюшу в садик, а сама бежала в школу. Потом забирала сестру из сада. Та отказывалась идти с Варей, хныкала, что хочет, чтобы её забрала мама.
– Мама болеет, – говорила Варя.
– Тогда пусть меня заберёт папа, – гундосила Ксюша.
Варя приходила домой и заставала маму в том же положении, как оставила – лёжа на диване и отвернувшись к стене.
Мама ничего не ела. Боясь за неё, Варя пошла к соседке и попросила о помощи. После разговора с соседкой мама встала, принялась за домашние дела. Ещё через день она вышла на работу, к радости Ксюши.
Теперь они жили втроём. Первое время денег хватало. От железной дороги, где работал отец, маме выделили материальную помощь. Были в семье и кое-какие сбережения. Спасал детский садик. Мама забирала домой оставшуюся еду. Варя подозревала, что сама она не ела, оставляя всё ей с Ксюшей.
После окончания школы Варя решила, что учиться дальше не будет, а пойдёт работать, что бы помогать маме. Но та не одобрила решения дочери. Уговорила поступить на заочное отделение, лишь бы получить образование. С корочками проще найти хорошую работу. Говорила, что отец не одобрил бы Варю. И девушка сдалась.
Она поступила в университет на заочное отделение. Факультет выбрала тот, на котором было больше всего бюджетных мест. Кем станет, её мало волновало. Как говорила мама, с корочками где-нибудь да устроится. И пошла работать. Получала она немного, но на дороге деньги не валяются и с неба не падают.
Когда-то давно отец приобрёл землю и начал строить большой дом. На участке планировал разбить огород. А мама мечтала о цветах под окнами. Но отец успел только установить фундамент. Кто-то из его друзей предложил выкупить у мамы землю. Мама обрадовалась, не торговалась, сколько предложили, за ту цену и продала. На какое-то время денег хватило.
Ксюша росла и начала требовать новые наряды, телефон, планшет. У всех подруг есть, а она что, хуже остальных? Если не получала желаемого, она ревела и грубила маме, кричала что не нужно было её рожать, что её никто не любит. Пару раз даже убегала из дома. Привыкла, что весь мир вертится вокруг неё.
– Мы что, нищие? Не буду я есть объедки из садика, – морщила она нос за столом.
И к маме после школы не бегала, как Варя. Гуляла с подругами до самой ночи. Училась плохо.
Летом к соседке приехал в отпуск племянник, и Варя впервые влюбилась. Но время пролетело слишком быстро, отпуск подходил к концу. Олег стал уговаривать Варю поехать с ним в Москву. Она бы и хотела, но как оставить маму с Ксюшей? Ей не справиться одной со строптивой и капризной сестрой. И она отказала Олегу. Он уехал, обещая звонить.
К зиме Ксюша захотела шубку, как у подружки. Закатывала скандалы дома.
– Если я чего-то хотела, я летом подрабатывала, газеты разносила и мыла полы на почте. Иди тоже поработай. Узнаешь, как деньги достаются. Заработаешь, тогда и покупай себе, что хочешь, – посоветовала Варя сестре.
Ксюша обиделась, закатила истерику. Называла Варю жадной и грозилась убежать из дома.
Мама заняла денег и купила Ксюше шубу.
– Зачем ты идёшь у неё на поводу? Потом она ещё что-то попросит. Так и будешь покупать ей всё, что захочет? – упрекала Варя маму.
– Она без отца растёт. Кто же её побалует, как не я? – оправдывалась мама.
– Мама, она уже не маленькая, здоровая вымахала. Целыми днями у зеркала крутится и до ночи гуляет. Ты много лет ходишь в одном пальто, в дутых сапогах, как старушка. Всё ей, бедной Ксюшеньке. Гардероб скоро лопнет от её нарядов, а ей всё мало. Устроит она тебе однажды, – вздыхала Варя.
И уже жалела, что осталась и не уехала с Олегом. Смотреть не могла на выкрутасы сестры.
Олег звонил, даже приезжал на Новый год. Кое-как Ксюша окончила школу. С плохими баллами даже не пыталась поступить в институт, да она и не стремилась. Знай, гуляла.
Летом снова приехал Олег. Варе, как всегда, отпуск не дали. У неё нет детей, отгуляет осенью. Виделась с Олегом только по вечерам и в выходные.
А потом он вдруг засобирался уезжать. Говорил, что друзья ждут, зовут его сплавляться по горной реке. Варя расстроилась. Он уезжал днём, а её не отпустили с работы проводить его. Время отпусков, некем её заменить.
Когда она пришла домой, увидела на столе записку от Ксюши. Та сообщала, что уехала в Москву, мол, хочет стать артисткой. Там нужен талант, а не баллы. Что искать её не надо, будет звонить. И извинялась, что взяла все деньги из заначки.
Варя сложила дважды два и всё поняла. Ксюша выросла девушкой красивой, не мудрено, что Олег запал на неё. Она позвонила Олегу и спросила про Ксюшу. Он во всём сознался. Варя потребовала, что бы Олег немедленно отправил сестру домой.
– Успокой маму, всё будет хорошо. Я позабочусь о ней, – пообещал Олег.
Мама пришла с работы и застала Варю в слезах.
– А где Ксюша?
– С моим парнем сбежала. В Москву. – Варя показала записку, рассказала про звонок Олегу.
– Ты всё жалела её. Ах, бедная девочка, без отца растёт… Она все деньги наши забрала. Я покупала ей вещи, заботилась о ней, а она вот как мне отплатила. Как работать, так она маленькая, а как чужого парня увести, так взрослая. Вот увидишь, это не последние её пакости.
– Варя, найди её, верни домой, – просила мама. – Пропадёт она одна в Москве.
– Никуда не поеду. Сама вернётся, – отрезала Варя.
– Ты что-то знаешь? Она сказала, что вернётся? – тут же спросила мама, с надеждой глядя на старшую дочь.
Варя горько усмехнулась.
Ксюша действительно вернулась через год. Да не одна. Мама была на работе. Ксюша вошла и положила на диван маленький кряхтящий свёрток.
– Её зовут Аглая, – устало сказала она. – В сумке вещи, смесь и документы.
– Ты что надумала? – с тревогой уставилась на сестру Варя. – Чей это ребёнок? Олега?
Пряча глаза, Ксюша направилась к двери.
– Постой! Вернись! – Варя бросилась за ней. – Ты оставишь её здесь? Одну?
– Вы о ней позаботитесь лучше меня.
От её спокойного тона, Варя растерялась. Ксюша захлопнула дверь и убежала.
– Почему ты отпустила её? Не догнала? Не вернула? – кричала, рыдая, мама на старшую дочь, когда пришла домой.
– А ребёнка я должна была одного бросить? Я не Ксюша. Она назвала её Аглая. Как кошку, – не слушая маму, сказала Варя. – Я предупреждала тебя…. Мам, давай успокоимся. Мы же не отдадим ребёнка в детский дом? Или куда таких малышей отдают?
– Варя… – Мама села рядом и заплакала. – И в кого она такая?
– В себя. Слишком ты её баловала, тряслась над ней. И не смотри на меня так. Ксюша права, я стану для Глаши лучшей матерью, чем она. И пусть не возвращается, не отдам её ей.
– Да как же?.. – всплеснула руками мама.
Варя подала матери документы. Сверху лежал подписанный Ксенией отказ от ребёнка.
Ксения приехала домой через шесть лет. Глаша её сторонилась, прижималась к Варе.
– Мам, чего она так на меня смотрит?
– Красивая ты, вот и любуется тобой, – успокаивала её Варя.
– Чего приехала? Дочь моя, ты сама от неё отказалась. Уезжай, от тебя одни проблемы, – сказала Варя, когда они остались с сестрой наедине.
– Не беспокойся, уеду. Не собираюсь я отнимать дочь у тебя. Посмотрю только.
Выглядела Ксюша плохо. Потрепала её жизнь. Она постоянно курила у открытого окна на кухне. Мама смотрела на неё осуждающе.
– Как ты живёшь, дочка?
– Я же вижу, что вы не рады мне здесь. Дочь смотрит волком, сестра змеёй шипит, а ты боишься меня. Не переживай, всё у меня хорошо. Посмотрю на вас и уеду. – Ксения выбросила окурок в открытое окно и закурила следующую сигарету, закашлялась.
– Ты бы не курила так много, дочка, – сказала мама.
– Можно ночевать останусь? – не оборачиваясь, спросила Ксения.
– Конечно! Я тебе постелю на диване в большой комнате, – обрадовалась мама.
Варя ночью слышала, как Ксения встала. Она застала сестру на кухне. Та стояла в её ночной рубашке и курила у окна.
– У тебя всё хорошо? – осторожно спросила Варя.
– Не очень. Только маме не говори. Ты была хорошей сестрой для меня, стала хорошей матерью для Глаши. Прости меня за Олега. Не жалей о нём, он не стоит тебя.
– Что с тобой? Расскажи. Может, я могу помочь? – От открытого окна веяло ночной прохладой. Варя поежилась. – Почему ты не звонила? Мама переживает. Оставь хоть номер телефона… Ты всегда можешь вернуться к нам…
– Врёшь. Ты ненавидишь меня, а мама боится. Но за сочувствие спасибо. – Ксения выбросила сигарету в окно и закрыла его.
– Не нужна мне твоя жалость. Пойдём спать. – Ксения первая вышла из кухни.
Утром Варя проснулась от того, что её тормошила мама.
– Варя, вставай! Она уехала ночью. Даже не простилась. Деньги оставила на столе. Что делать?
– Ничего, мам. Пусть живёт своей жизнью, – ответила Варя.
– И то верно. Жива, здорова, слава богу.
«Пока жива, да. А что здорова, не уверена», – подумала Варя, но маме о своих сомнениях не сказала. Она умылась, разбудила дочку и стала собирать её в садик.
Переживания за сестру со временем ушли на второй план. Хватало своих забот. Болела мама. То сердце прихватит, то давление поднимется, разрушались суставы. Она ходила с палочкой, морщась от боли. Из-за слабого сердца операцию по замене сустава ей отказались делать.
– Чувствую, плохо ей. Если умру, обещай, что поможешь ей, не оставишь, – просила мама.
И Варя обещала. Только где её искать?
Но искать не потребовалось. Однажды Варе позвонили по поручению Ксению из хосписа. Они с Глашей тут же поехали в Москву. Варя не смогла справиться с эмоциями, когда увидела лежавшую в палате исхудавшую и изменившуюся до неузнаваемости сестру.
– Что, плохо выгляжу? Спасибо, что приехала, что Глашу привезла. Хоть увидела вас перед смертью. А мама как? – Говорила Ксения тяжело, с одышкой.
– Мама умерла полгода назад.
Из глаз сестры выкатились слезинки, побежали по вискам. Варя вытерла их ладонью.
– Спасибо. Так не хочется умирать…
Варя смотрела на сестру и вспоминала тот роковой день на речке. Она в мельчайших подробностях помнила, что тогда произошло. Если бы они не поехали тогда, отец не утонул бы, и всё сложилось совсем по-другому. Словно услышав её мысли, Ксения произнесла:
– Знаешь, а я помню, как утонул папа. Я видела.
Варя вздрогнула.
– Ты не можешь этого помнить. Ты слишком маленькая была. Просто представляла это всё по моим рассказам.
– Я помню, – с нажимом сказала Ксения. – Всегда считала себя виноватой. Ты из-за меня не помогла папе.
– Не говори глупостей. Я плохо плавала, не доплыла бы до него.
– Ты сильная. Ты смогла бы… – Ксения закашлялась.
Она умерла на следующий день. Её похоронили отдельно. Рядом с отцом и мамой на кладбище не хватило места.
Варя подумала, что Ксения всегда была другой, отличалась от них всех. А вот Глаша характером похожа на неё, хотя внешне всё больше напоминает Ксению. Она никогда не любила ездить с Варей на кладбище.
– Я так похожа на твою сестру, что жутко становится. Будто это моя могила.
Варя не настаивала. Скоро Глаша вырастет, и она останется одна. Совсем одна. И снова вспоминала тот летний день на речке…
«Люди, у которых нет сестер, думают, что сестринские отношения – это либо радужное счастье и взаимопонимание, либо кровь и ненависть. Но на самом деле все вместе, причем всегда. Счастье и ненависть, взаимопонимание и кровь. Плохое и хорошее. И плохое в отношениях так же важно, как и хорошее. Возможно, даже важнее, потому что именно плохое крепче связывает вас вместе»
Салли Хэпворс «Хорошая сестра»