Маша спешила к старику: тот очень обижался когда опаздывала, мог даже запереть дверь изнутри и сделать вид что не слышит.
В прошлый раз опоздала на пять минут, отчего осталась стоять в подъезде, старик приоткрыл дверь на цепочке и хмуро выдал что не впустит, обозвав прогульщицей. Характер у деда был очень скверным, кому как не ей знать, он же ее вырастил с маленьких лет.
Маша прибыла автобусом, тот простоял в пробке больше положенного, чем вызвал нервное волнение и дрожь. От остановки она бежала к нужному дому бегом, и постучав, вошла к родственнику с большой авоськой в руках, принесла картошку в сетке.
— Добрый день, — натянуто улыбнулась она, старик встал боком к ней и показал на часы, висевшие на стене. Стрелка на них приближалась к двенадцати:
– Долго спишь! – выкрикнул он.
Взгляд Маши пробежался по кухне, как обычно зацепился за гору грязной посуды в раковине.
— Я сейчас быстренько посуду помою.
— Ну мой, – возмущенно ответил старик. — В следующий раз ждать до обеда тебя не буду, закрою дверь и сиди в подъезде! Я лучше соседку позову жить к себе! Уж она то будет за мной ухаживать как нужно!
Маша закусила губу и кивнула головой:
— Хорошо, буду приходить с утра.
Мария опустила голову и принялась яростно тереть губкой посуду. Жизнь так несправедлива к ней, приходится ютиться в крошечной комнатушке в общежитии, а тут дед — один живет, шикует в трехкомнатной квартире. От него бы не убыло, если позвал жить к себе.
Да где там!
Через полчаса Мария пригласила деда к столу, поставила перед ним тарелку с жареной картошкой, положила и себе немного, принялись обедать. После еды у старика потеплели глаза:
— Рассказывай, как жизнь, сиротка.
Мария опустила голову:
— Я не сирота, у меня мать есть.
Старик радостно улыбнулся:
— А лучше б не было! Глядишь, от государства квартиру получила бы. Мать у тебя дурная, родила тебя и не воспитывала. Вертихвостка! И ты такая же, в нее пошла.
Старик сделал из пальцев фигуру «фигу» и протянул ее прямо под нос Маше:
— Передай ей это! Помру – квартирку отпишу кому угодно, только не ей! Профурсетка! Я отнесся к ней по-людски, замуж взял, а она…
Маша встала из-за стола и спокойно ответила:
— Пойду тарелки помою.
Старик посмотрел в спину девушки, которая устояла против его слов. После того как с посудой управилась, Мария взяла пылесос в руки и принялась ходить по комнатам.
Дед Евгений разлегся на диване и взял в руки книгу. Он не был против, чтобы бывшая падчерица приходила к нему и убиралась в жилище.
Так как из дома старик никогда не выходил, у него больные ноги и характер скверный, то визиты девушки привносили разнообразие в его жизнь. Маша приходила через день, убиралась, готовила. Никто ее об этом не просил, это была полностью ее инициатива заботиться о бывшем отчиме.
Детство
Мария помнила все детали своего детства: мать считала девочку ошибкой молодости и постоянно раздумывала о том, чтобы сдать в детский дом. Маме досталось красивое имя “Ева”, в те годы она была молода, ветрена, любила гульнуть, оставляя Машу в общежитской комнате одну. Ева постоянно твердила дочери о том, что собиралась оставить ее в родильном доме, но сглупила, забрав дочку с собой, о чем сильно жалеет.
Маша слушала слова матери и понимала, что не нужна ей. Поэтому не плакала, оставаясь в комнате одна. Потом к Маше стала заходить соседка, очень добрая пожилая женщина тетя Света. Она приносила конфеты, игрушки и вязаные вещи девочке.
– Ты не ходишь в сад, деточка? – удивлялась она.
– Не хожу. Мама не хочет водить меня, – отвечала Маша.
Тетя Света стала брать девочку с собой на прогулки. Она совершенно бескорыстно гуляла с Машей, водила ее в парк, и на карусели, покупала мороженое.
Если бы не тетя Света, у Маши не было бы воспоминаний детства.
А потом случилось нечто, что перевернуло маленький мир Маши. Гуляя в парке с Машей, тетя Света познакомилась с Евгением Дмитриевичем, мужчиной которому было под шестьдесят лет. “Дядя Женя” стал приходить в общежитие и даже сделал предложение тете Свете, над которым та стала раздумывать.
Тетя Света приходила к Маше, рассказывала ей секреты и грустила:
– Если я за него замуж выйду, как же буду видеться с тобой, Машуня?
Все решилось до омерзительности просто: замуж за дядю Женю вышла не тетя Света, а мама Маши, Ева.
Ева была наглой и беспринципной, отбила жениха у соседки, всего лишь раз улыбнулась Евгению, поманила пальчиком к себе и все.
Планы тети Светы относительно замужества были разрушены.
Маша была слишком мала, чтобы понимать это. Последнее что девочка запомнила, это скандал. Тетя Света приходила к Еве вся в слезах и говорила, что так не делается, нельзя прыгать в кровать к чужим женихам. В-ответ Ева ухмылялась, предлагала тете Свете посмотреть на свое отражение в зеркале.
Маша громко плакала, когда мать выгнала соседку. Перед их с матерью отъездом, соседку увезли в больницу с сердечным приступом.
Дядя Женя был старше мамы на тридцать лет, поэтому семейная жизнь не заладилась. Первое время Ева старательно изображала из себя любящую супругу, но ведь нутро невозможно скрыть. Вскоре она исчезла, бросив дочь на отчима и уехала.
Сколько всего Маше пришлось выслушать от отчима, который возненавидел ее!
Но девочке было некуда пойти. Дядя Женя хоть и крыл маму последними словами, относился к Маше неплохо: кормил ее, когда подросла, показал ей дорогу в школу и нехотя, все же заботился о ней.
Благодаря отчиму Маша выжила.
Иногда мать появлялась дома, вела себя дерзко, грубила мужу. Тот подал на развод, но ничего не мог поделать с Евой, та приходила в его квартиру как к себе домой, еще и дочь свою повесила на него.
Когда девушка заканчивала последний класс школы, дядя Женя вызвал падчерицу на разговор:
– Ну вот что Машка, ты уже большая, понимаешь все. Я тебя вырастил, сделал все что смог, а теперь ты взрослая, ищи дорогу в жизни, сама. Я тебе не отец. Я подневольный отчим. Как только получишь аттестат, в дом больше не пущу. Уже сейчас займись поисками места для проживания, не обессудь.
Мария испугалась его слов. На мать надежды нет, хороших родственников тоже не имеется. Ей пришлось в срочном порядке искать, куда поступить после школы, чтобы прилагалось место в общежитии, и такое место нашлось, ее приняли в заведение где обучали будущих поваров.
Любовь
Мария уже паковала вещи для переезда, когда к дяде Жене нагрянул внук. Оказывается, у отчима имелся родной взрослый внук.
Мария была в комнате, когда услышала незнакомый голос, тот говорил:
– Ну привет, дед. Старательно делаешь вид что не узнал меня? А ведь это я, твой внук. Я хорошо помню, как ты нас с мамой выгнал из этой квартиры, когда женился на молодой девке.
Дядя Женя был не рад гостю:
– Уходи. Ничего знать про вас не хочу. У меня своя жизнь, у вас своя.
– А квартира у нас – общая, – заявил Михаил.
Тут Мария и вышла, с двумя чемоданами в руках, из комнаты. Внук отчима оказался симпатичным молодым человеком. Он просто замер, когда увидел девушку и раскрыл рот:
– А ты кто?
– Она никто и уже ходит! – рявкнул Евгений. – И ты уходи, пока я не позвонил в полицию, щенок!
Когда Мария вызывала лифт, дядя Женя вытолкнул внука за дверь в подъезд.
Михаил встал рядом с девушкой, вырвал чемоданы из ее рук:
– Давай помогу.
Так начался их роман. Мария противилась любви, однако возраст взял свое. Миша очень красиво ухаживал, дарил цветы, покупал ей еду, вещи, давал деньги, которые девушке были очень нужны. И даже снял для нее квартиру, оплатив ее за год вперед.
– Откуда у тебя деньги? – интересовалась у любимого девушка. – Ты хорошо зарабатываешь?
Михаил увиливал от ответов. Слишком поздно девушка поняла, что возлюбленный нечестен с ней. Он нигде не работал, занимался тем, что вышибал долги у людей.
Маша запомнила тот день, когда двое Мишиных друзей пришли в их съемную квартиру и закрылись с Мишей в кухне. Девушка подслушала их разговор.
– Дед мой живет один, – говорил Михаил. – В трехкомнатной квартире. Наследников никаких нет. Была жена, но он развелся с ней.
А дальше молодые люди стали планировать, как ворвутся к дяде Жене в дом. У Марии потемнело в глазах от услышанного.
Когда “дружки” Миши ушли, девушка накинулась на любимого с расспросами:
– Я все слышала, скажи что ты не пойдешь на это!
Михаил смотрел на нее, лицо его становилось злым:
– Пойду. Если бы не дед, моя мать была бы жива. Она надрывалась на двух работах чтобы меня тянуть. А он, такой куркуль, ее пережил и продолжает жить, в большой квартире. Ненавижу его!
Маша недолго раздумывала о том, что делать, пришла к деду в квартиру тоже, чем помешала “делу”. Михаил долго смотрел на свою девушку, которая своим вмешательством все расстроила.
– Кого ты защищаешь, посмотри, – проговорил он. – У него же на лице написано, урод.
– Он вырастил меня, – проронила девушка. – Если ты будешь продолжать свои дела, то не хочу знать тебя.
– Я услышал тебя, – кивнул головой Михаил и ушел. Он ушел, бросив Машу. А вскоре загремел в места лишения свободы по статье “грабеж”.
***
В очередной визит Маши, бывший отчим поинтересовался у нее:
– С кем ты оставляешь сына, когда приходишь сюда?
Мария невесело улыбнулась:
– Он не один, с бабушкой.
– У тебя разве бабушка есть?
– Да. У меня она есть, моя любимая бабулечка Света.
Евгений долго смотрел на девушку:
– Погоди, это не та ли Света, которая…
– Да.
Маша кивнула головой:
– Тетя Света, бывшая соседка, с которой мы жили в общежитии.
Дед хмыкнул:
– Вот как жизнь нас связала. Как твоего сына зовут? Сколько ему лет?
– Грише уже два года исполнилось.
– Где ты живешь, Мария?
– Я? В том самом общежитии, где мы жили с мамой, перед тем как вы поженились.
– Не напоминай мне про мать, – рассердился старик. – Вот что. Помоги мне одеться и найти документы. К нотариусу с тобой пойдем.
– Зачем?
– Ну, вам с ребенком нужна квартира. Продадим мою. Вырученных денег хватит на комнату в общежитии для меня, и на квартиру для вас.
– Дядя Женя, на самом деле, не нужны такие кардинальные меры. Я надеялась на то, чтобы жить в одной комнате здесь. Жилье снимать дорого, мне очень сложно тянуть все одной. А если бы вы разрешили жить у вас, взамен на заботу о вас…
Бывший отчим выслушал ее. Затем кивнул головой, нашел свои документы, сложил их в пакет и взял в руки трость, а когда был готов, кивнул ей:
– Пошли. Я хочу хоть что-то в жизни сделать хорошее. Я очень медленно хожу, помоги мне.
К освобождению Михаила, Маша уже обжилась в новой квартире. К себе она забрала бабу Свету. Та помогала водиться с Гришкой, благодаря ей, Маша спокойно устроилась на работу. Честно говоря, без бабули было бы очень тяжело.
Бывший отчим дядя Женя после продажи квартиры приобрел себе комнату в общежитии, которую пообещал оставить после себя внуку Мишке. К старости начинаешь переосмыслять прожитую жизнь, вот и ему хотелось уйти в тот мир налегке. Он уже завел друзей в секции где жил, иногда Мария с сыном наведывалась к нему.
Тот задумчиво смотрел на мальчишку, которого приводила падчерица и удивлялся вслух: “мой правнук. Как быстро летит время, у меня уже правнук есть.”
***
Машу разыскала мать, Ева и принялась кричать, что часть квартиры принадлежит ей.
– Ничего не хочу знать, я тоже буду жить здесь! – громко заявила она. – Так нечестно! Это мне пришлось выходить замуж за мерзкого старика, не тебе, он должен был на меня переписать квартиру. А ты хитрая, тихой сапой дожала деда!
– Ты тоже могла помогать отчиму, – возразила Маша. – Глядишь и тебе подарил бы угол. Но тебе по-человечески ведь не жилось.
Марии пришлось выставить мать за дверь, та долго кричала в подъезде о том, что дочь поступает плохо, выгоняя собственную мать из дома и принимая у себя “чужую бабку Светку”.
Саму Машу волновал лишь один вопрос, как рассказать Мише, которого со дня на день выпустят на свободу, о том, что у него есть сын. Маша мучилась от неизвестности. Она так хотела жить как все, хотела просто любить. Но ей выпала самая горькая доля – любить преступника.
Она много советовалась с бабулей.
“Почему все так вышло? Я так надеялась что повзрослев, обрету нормальную семью. Будем жить как все, обычно по-простому, без затей. Но тяжкая судьба не оставляет меня.”
Бабушка дала ей совет:
“Если Миша твой готов измениться ради тебя, то тебе повезло. Ты все еще любишь его, я вижу, не все потеряно, если он бросит преступный мир. Но если Миша не готов меняться, вам не по пути. Ты не обретешь с ним счастья, но это не повод для того чтобы грустить, ведь у тебя есть сын.”
Мария встречала Мишу с сыном на руках. Михаил не ожидал что за время отсутствия у него появился сын. Гришка уже вовсю болтал и тянулся к незнакомым людям с вопросами. Мальчишка и к Мише потянулся:
– Привет.
– Привет, сын.
Квартира… Михаил не мог поверить в услышанное.
– Он подарил тебе квартиру?! Невероятно, у тебя получилось найти подход к мерзкому старику, – удивился он.
Конечно, жилось молодой семье не легко, однако Михаил многое переосмыслил в жизни. Он понял, что совершал ошибки, пытаясь жить нечестно. Мария удержала его от шага, который мог сильно изменить жизнь. Если бы он напал на деда, маленьким сроком не отделался бы. Он завязал с прошлым и научился жить как все.