– Мы не упустили время, мы просто долго шли к своему счастью, – сказала Надежда и теснее прижалась к Роману

Reading Time: 9 minutes

Надежда открыла глаза и блаженно потянулась. Сегодня воскресенье, можно поваляться и не спешить.

Когда умер муж, знакомые и коллеги ожидали, что Надежда будет убиваться по нему и захлёбываться слезами. И она надевала на лицо соответствующую маску безутешного горя и печали. На работе дали отпуск, чтобы она достойно проводила любимого супруга.

Внешне они выглядели идеальной семейной парой, а что у каждого внутри, какие скелеты спрятаны, никого не касается. Нет, по-человечески ей было жалко Костю, как любого другого человека, ушедшего раньше времени в мир иной. Но не как любимого мужа.

Надежда посмотрела на фотографию в рамочке. Всё, теперь её можно убрать с глаз долой. Раньше не убирала, потому что заходили знакомые, утешали и, естественно, искали глазами портрет усопшего.

Каждый день просыпаться и видеть его довольное, как у сытого кота, лицо – это уж слишком. Надежда откинула одеяло, встала, подошла к книжной полке и взяла в руки фотографию мужа. Несколько мгновений разглядывала ухоженное, приятное лицо человека, уверенного в своей неотразимости. Скольких баб он свёл с ума. Надежда усмехнулась.

– Ну что? Допрыгался? Думаешь, я страдаю и оплакиваю тебя? Не дождёшься. Прощай. – Она раздвинула книги и сунула между ними рамочку с фотографией. – Вот так. Теперь там твоё место, а не в моей жизни. – Надежда отряхнула невидимую пыль с ладоней и пошла в ванную.

***

Когда Надя вышла из аудитории после последнего экзамена, в коридоре уже не осталось абитуриентов. Надежда сдавала последняя. Откуда-то сбоку возник обычный, ничем не приметный парень. Они вместе поступали в институт.

– Ну как? Сдала? – спросил он.

– Пятёрка! – Надежда не смогла скрыть радости.

– Значит, будем вместе учиться. – Парень тоже улыбнулся.

– Нужно ещё дождаться списков… – начала Надежда, но и сама была уверена, что поступит.

– Да это формальность. У тебя одна четвёртка. Проходной балл набираешь.

– А когда вывесят списки?

– Послезавтра, я узнавал. Может, отметим? – Он ждал с замиранием сердца её ответа.

Надя подумала, что родители ещё на работе, готовиться больше не надо, делать, в общем-то, нечего.

– Пойдём, – ответила она.
Они гуляли по городу, ели мороженое, а потом пошли в кино.

Они попали в разные группы. Наде было всё равно, а вот Роман расстроился. Теперь они виделись только в перерывах и на лекциях, на которых он неизменно садился рядом с ней.

Однажды Роман опоздал на лекцию, и его место рядом с Надей занял Константин Добрынин, заскочивший в аудиторию в последний момент. Надя хотела сказать, что здесь занято, но на кафедру поднялся профессор и начал лекцию. Про него ходили слухи, что строг, что если ему кто ему не понравится, пиши пропало, выше тройки никогда не поставит.

Надя решила, что ничего страшного, если один раз они с Ромкой посидят врозь.

– Шевцов ревнует. Прямо чувствую, как скоро дыру прожжёт в моей спине своим испепеляющим взглядом, – сказал насмешливо Костя, чуть наклонив голову к Наде.

Она оглянулась. Ромка сидел на заднем ряду и со страдающим видом смотрел на них.

– Молодые люди, хватит болтать. Девушка, если вам не интересно, можете покинуть лекцию, – строгий голос профессора заставил Надю вздрогнуть.
Взгляды всех студентов обратились на них с Костей, и Надя низко склонила голову над тетрадкой.

– Ну всё, теперь держись. Он нас сфотографировал, – сказал Костя, и они захихикали.

Профессор всё-таки выгнал их с лекции. Они сначала сидели в коридоре и ждали её окончания, а потом Костя предложил сходить в столовую. Чего зря время терять?

Костя много всего знал, интересно рассказывал. Наде нравилась его уверенность в себе. За эрудицию и находчивость Костю уважали даже преподаватели.

– Надь, ты с ним поосторожнее. Он бабник, шут гороховый, – предупредил после лекции Ромка.

– Ты ревнуешь что ли? – спросила Надя.

– А если и ревную?

– Ром, между нами с Костей ничего нет. Подумаешь, на лекции вместе сидели.

Но одной лекцией дело не закончилось. Надежда влюбилась, дня не могла прожить без Кости. Все стали называть их парой, родители Нади считали их женихом и невестой. Обворожительный и обходительный Костя очаровал Надину маму. Ему удавалось покорять женские сердца, независимо от возраста.

Молодые люди решили, что торопиться со свадьбой не будут, но в планы вмешался случай – Надя забеременела. Она рассказала Косте, и к её удивлению он отнёсся к этому спокойно.

– Прикольно, отцом буду. Только, на что мы ребёнка растить будем? А учёба? Надь, может, не будем спешить? Срок же небольшой.

Надя согласилась с ним. Есть ещё время подумать. Но в самые неподходящие моменты вдруг стало тошнить, она чувствовала себя больной и разбитой. И Надя сделала аборт. Какая учёба с ребёнком? Они с Костей любили друг друга, учились и планировали свою будущую жизнь.

А Роман был просто другом. Он давал Наде списывать лекции, когда она пропускала. Невидимый, он всегда был рядом.

Летом, после четвёртого курса, Надя с Костей поженились. Отец Кости был большим начальником в своём городе. После окончания института взял молодых работать к себе. Костя быстро продвигался по карьерной лестнице. Надя не ревновала, понимала, отец для сына старается, а она всего лишь жена.

Однажды в обеденный перерыв Надежда зашла в кабинет мужа и застала его в объятиях смазливой, молодой, наглой секретарши. Она прошла мимо Нади, ничуть не смутившись, прямо посмотрела ей в глаза и усмехнулась. Весь её вид говорил, что Надя сама виновата, нечего без предупреждения входить.

Дома Надежда устроила скандал.

– Да что тут такого? У всех мужчин время от времени случаются романы на стороне. А если тебе кажется, что это не так, то просто кто-то не попался. Ты моя жена. Я люблю тебя. А она так… Не стоит о ней говорить.

Но секретаршу муж уволил и взял другую – высокую, плоскую и не такую смазливую. Надя успокоилась.

Ну уйдёт она от Кости, а другой будет лучше? Первое время, может быть, а потом… Так чего менять шило на мыло? И внешне они продолжали производить впечатление крепкой идеальной семьи.

Потом Наде позвонила доброжелательница и сказала, что у Кости есть маленький ребёнок. И снова она вспылила, грозилась уйти и развестись.

– Надь, остынь. Получился ребёнок, и что? Он ничего не изменит в нашей с тобой жизни. Люблю я тебя, только тебя одну. Я не собираюсь разводиться, и тебя никуда не отпущу, – сказал тогда Костя.

Ей бы тогда уйти от него. Но она испугалась. Она ещё сильно любила мужа. Умел Костя добиваться своего, а Надя никогда не отличалась решительным и сильным характером. Может, за это и ценил её Костя. Два сильных человека не ужились бы вместе. Он ни разу не упрекал её, что у них нет детей.

Костя вовремя приходил домой, давал и ей свободу, которой Надежда ни разу не воспользовалась. Он покупал ей путёвки на юг, и она ездила в отпуск одна. Тогда отец отошёл от дел и Костя стал его преемником.

На море желающих познакомиться и завести курортный роман всегда с избытком. Надежда понимала, что большинство мужчин женаты, а безбожно врут о своём одиночестве, потому что просто хотят развлечься. Первую неделю её ещё трогало их внимание, а на второй липкие и навязчивые ухаживания вызывали лишь раздражение. И она с радостью возвращалась домой, к Косте, в свою квартиру, обставленную дорого и красиво.

Муж, глядя на загорелую и Надежду, вздыхал, что дела фирмы не позволяют ему беспечно валяться на пляже. И Надя знала, что всё это время муж не только самозабвенно работал. И он знал, что она знает.

Их по-прежнему считали образцовой парой. А сама Надежда часто завистливо смотрела на обычные семьи, прогуливающиеся с детьми и колясками в парке.

Успокаивала себя тем, что в каждой семье свои проблемы. А у них с мужем не самые плохие отношения. Да, они жили как соседи. Но большинство семей так живут. Первые десять лет ещё любят друг друга, а потом ведут совместный быт.

Они и дальше жили бы так. Но два месяца назад позвонили из полиции и сообщили, что мужа нашли на даче.

– Нашли? Что вы имеете в виду? – не поняла Надежда.

Доброжелательницы давно престали звонить ей и сообщать о шашнях мужа с другими женщинами. То ли нагулялся Костя, то ли виртуозно встречался с любовницами, только поводов к ревности больше не давал. Надежда не верила, что муж изменился и остепенился. Делала вид, что всё хорошо. Ей было так так проще жить.

– Ваш муж умер от сердечного приступа. Его спутница… вызвала «скорую» и исчезла. Спасти Константина Николаевича, к сожалению, не удалось. «Скорая» приехала слишком поздно. В случаях внезапной смерти мы всегда проводим расследование… – говорил между тем следователь.

Наде все сочувствовали, старались поддержать. Она делала скорбное лицо безутешной вдовы. Отец Кости сумел замять дело, и информация о другой женщине, довольно известной певице, которая была с Костей на даче, не просочилась в газеты.

Наде было противно думать, что её муж умер, так сказать, на любовнице. А может, так и было. Надя ничего не хотела знать об этом. Поэтому она горевала по мужу только на людях, да и то довольно сдержанно.

***

Надежда привела себя в порядок, выпила чашечку кофе, без которой не могла начать день. В окна светило яркое весеннее солнце. Она свободна! Свободна от Кости, от его измен, от необходимости делать вид добропорядочной жены успешного мужа.

Когда в дверь позвонили, Надежда с раздражением подумала, что снова кто-то и знакомых пришёл поддержать её и проявить сочувствие.

-2

– Вам кого? – спросила она у мужчины на пороге.
Что-то в его лице показалось знакомым. Но вот кто это, Надежда не могла вспомнить.

– Не узнала, – сделал наигранно расстроенный вид мужчина. – Это же я, Роман, Роман Островский. – Он улыбнулся, вглядываясь в лицо Надежды. – У тебя юбилей скоро, я помню. А тут так совпало – командировка случилась в ваш город. Вот и решил зайти, поздравить. А Костя на работе?

Теперь она узнала его. Роман изменился, возмужал, в очках походил на профессора, что оказалось в действительности так. Роман преподавал в институте.

– Заходи. – Надя впустила его в квартиру. – А Костя умер два месяца назад.

– Как?!

– Инфаркт. Да ты проходи. Столько лет не виделись. Я рада, что ты приехал.

– Ты молодец, хорошо держишься. И выглядишь отлично. Что-то не похожа ты на безутешную вдову. Дети, наверное, уже взрослые… – Они разговаривали на кухне за чаем.

– У нас с Костей нет детей. Аборт сделала ещё в институте. А у Кости двое – мальчик и девочка, от двух любовниц, – спокойно сообщила Надя.

– Ты так спокойно об этом говоришь? – удивился Роман.

– Все думали, что у нас идеальная семья, представляешь? А может, так и было. Всё давно отболело, – сказал горько Надя.

– Он изменял тебе? И ты терпела?

– Все так живут.

– Нет, ты ошибаешься, далеко не все. Дикость какая-то. Ушам своим не верю, – возмущался Роман.

– Да ладно, хочешь сказать ты лучше?

– Нет. Если бы я был лучше Кости, ты бы вышла замуж за меня, – вдруг сказал Роман.

Надя пристально посмотрела на него.

Он стал часто приезжать в командировки, обязательно звонил и предупреждал, заходил к ней. Надежда догадывалась, что не всегда это действительно были командировки. Он приезжает к ней, ради неё. В один из своих приездов Роман сделал предложение.

– Мы взрослые люди. Ты мне всегда нравилась. И если тогда я уступил тебя Косте, то теперь ты свободна…

– Ром, я не хочу новых отношений. Привыкла одна. Одна и с Костей была. Ничего не хочу больше. Покоя хочу. Понимаешь? Не обижайся.

Роман понял и больше не заговаривал об этом. Но приезжать не перестал.

Прошёл ещё один год

Надежда со смерти мужа ни разу не была на даче. Решила поехать, посмотреть, в каком виде дом и участок, и выставить на продажу.

С удивлением заметила, что никаких следов пребывания полиции и чужой женщины в доме не осталось. Вспомнила, что всегда оставляла ключи соседке, чтобы присматривала за дачей. Она, наверное, и прибралась. Надо сходить, поблагодарить её. Но это потом.

А пока Надя прошлась по дому, распахнула окна и впустила свежий воздух. Снова тёплая весна. Ещё середина апреля, а деревья и кусты стоят в легкой зеленоватой дымке – из набухших почек уже проклюнулись молодые листочки. Надя втянула носом свежий воздух. Хорошо!
Но она всё же продаст дачу. Не потянуть одной.

Вечером у забора перед домом остановилась машина. Надя припала к окну. У калитки показался Роман с огромным букетом цветов. Почему-то в этот раз она обрадовалась ему. Придирчиво посмотрела на своё отражение в зеркале, поправила причёску и пошла навстречу гостю.

То ли дача располагала к романтике и любви, то ли в воздухе витали оставленные мужем и его любовницами страстные флюиды, то ли весна виновата во всём, но Надя, наконец, заметила, какими глазами смотрит на неё Роман. В этот раз сердце её дрогнуло.

Лёжа ночью на его плече, она счастливо улыбалась.

– Сколько лет потеряли даром. А, Надь? И зачем ты вышла за Костю? Я же предупреждал тебя, какой он. Я любил тебя. Очень. Нет, монахом не жил, были у меня женщины. Даже женился однажды, но скоро понял, что мы совершено разные, развёлся. Можешь считать это навязчивой идеей, сумасшествием, но я знал, что рано или поздно мы будем вместе.

– Не торопи меня, Ром.

– Ты будешь вечно носить траур? Как в романах? – немного разочарованно и недовольно спросил он.

– Не смеши. Никакого траура. Только не по Косте. Просто я хочу в себе разобраться. Я страшная трусиха, – Надя немного помолчала.

– Я много думала. Сильно тогда влюбилась в Костю. Для меня существовал только он. И про тебя всё знала. Наверное, мне надо было через всё это пройти. Если бы я вышла за тебя, кто знает, может, всю жизнь жалела бы, что не послушалась своего сердца. Может, изменила бы тебе и стала одной из любовниц Кости. И ты возненавидел бы меня.

Но сейчас у меня странное чувство, что я вернулась домой. Нет, не жалею. Всё случилось так, как должно было быть. Мы не упустили время, мы просто долго шли к своему счастью. Давно такой не чувствовала себя. – Надежда теснее прижалась к Роману и прикрыла глаза.

Счастье у всех разное, как и жизнь. Каждый решает для себя, с кем ему жить, сколько терпеть, прощать или нет, уйти или остаться. У кого-то получается всё с первого раза, кому-то приходится продираться через тернии и ошибки. Главное, встретить однажды своё счастье и не упустить его.

«Все говорят, что всё будет хорошо. Но никто не говорит, когда именно…» Эльчин Сафарли

«Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть»
Сократ